Окинуть взглядом список фильмов, прошедших по российским экранам за отчетный уходящий год, — значит вмиг ощутить себя обитателем какой-то очень высокой и давней поэзии, или давайте лучше даже так: Поэзии. Дальнее королевство приморской земли, безмерно удаленное от всех иных земель; ты бредешь под тревожным небом по полосе прибоя, и до тебя — нет, не «доносятся отголоски далеких битв и пиршеств», у отголосков хоть есть честная и ясная физическая природа, до тебя доносилось бы самое громкое и самое яркое, тут же — тебе под ноги море выносит, шурша, и кладет ошметки этих самых битв и пиршеств, прихотливо смешивая драгоценное с бросовым: гребень — с зубочисткой, надколотый кубок — с трупом сифилитика. Что там творится, за горизонтом, что за чем последовало, какие династии сменились, кого осенили пальмовой ветвью, а кто с боем добыл льва либо медведя, что, собственно говоря, праздновали и за что бились, — остается лишь гадать, взвешивая в руке очередной принесенный прибоем череп да приговаривая, как при просмотре недавней
«Тихой ночи» Джона Ву: «
Я знал его: человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик, а теперь…». Весь этот абзац, конечно, можно было бы свести к одному-единому слову «нерепрезентативность», ибо развалины российского кинотеатрального проката только им и описываются, но — когда и поиграть в безумного Эдгара, как не под Новый год, и где нам, вахлакам, и играется, как не на развалинах.